Вестник Государственного социально-гуманитарного университета №1 (53) 2024
ИСТОРИЯ
Еньшина Анастасия Александровна
Кандидат исторических наук
Доцент кафедры новейшей отечественной истории
Московский педагогический государственный университет
Младший научный сотрудник
Институт научной информации по общественным наукам РАН
Москва, Россия
e-mail: aa.karaseva@mpgu.su

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Статья подготовлена в рамках темы 123091200055-4 «Образы и нарративы исторической памяти российского общества: ценностный императив гражданского активизма» Экспертного института социальных исследований при поддержке Министерства науки и высшего образования в Институте научной информации по общественным наукам Российской академии наук.

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена исторической памяти и практик исторической политики на постсоветском пространстве на примере Белоруссии. Для бывших республик СССР было крайне важно подготовить национальный нарратив, который бы способствовал легитимации новой власти, закреплял в коллективном сознании необходимые знаково-символические образы, оценочные суждения. Зачастую на постсоветском пространстве шло обращение к созданию виктимных образов, образа народа-мученика, создавался пантеон новых героев, которые зачастую вели в прошлом антисоветскую и антироссийскую деятельность. Были актуализированы работы представителей националистических направлений общественной и научной мысли. В статье повторяется утвердившееся в работах исследователей представление о школьной учебной литературе как о ключевом канале формирования устойчивых образов в коллективном сознании. Предпринята реконструкция современного официального дискурса Республики Беларусь в отражении советского прошлого средствами учебной литературы. Анализ учебников по всемирной истории, истории Белоруссии, истории Великой Отечественной войны приводит к выводу о господствующем позитивном восприятии советского прошлого. Высокую положительную оценку белорусских ученых получили октябрьская революция 1917 года, национальная политика СССР в 1920-е гг., социалистическая модернизация, послевоенное экономическое развитие. Ключевым топосом исторической памяти для Республики Беларусь продолжает оставаться история Великой Отечественной войны. Безусловно, в тексте учебников находит отражение дискуссия между основными направлениями в белорусской научной и общественно-политической мысли – националистическим и западнорусизмом. Между тем анализ учебной литературы убеждает в отсутствии использования механизмов войн памяти для создания национального нарратива.
Ключевые слова: историческая память, коллективное сознание, национальный нарратив, белорусские учебники, советское прошлое.
Ефремова Ульяна Павловна
Кандидат исторических наук
Доцент кафедры актуальных культурных практик
МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт) Екатеринбург, Россия
e-mail: uliana_ef@mail.ru

Цесевичене Ольга Александровна
Кандидат философских наук
Доцент кафедры актуальных культурных практик
МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт)
Екатеринбург, Россия
e-mail: tsesi@mail.ru

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА УРАЛЬСКИХ ГОРНЫХ ТЕХНИКОВ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В.


Аннотация. В статье рассматривается просветительская деятельность Общества уральских горных техников в период с 1901 по 1917 гг., повлиявшая на развитие научно-технической мысли и повышение квалификации кадрового состава инженеров, техников и рабочих заводов горнозаводского Урала.
Цель данной статьи – проанализировать просветительскую работу Общества Уральских горных техников в период с 1901 по 1917 гг., которая заключалась в организации издательской и выставочной деятельности, способствующей развитию культуры и научно-технической мысли на Урале и в России в целом. Авторами подробно описаны этапы создания научно-технического журнала «Уральский техник», который знакомил читателей с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, уделено внимание библиотечной работе.
В исследовании проанализирована историография вопроса, показавшая, что интерес к деятельности Общества уральских горных техников возник только в 60-е годы ХХ века.
Однако до настоящего времени историки не касались комплексного анализа работы Общества, включавшей просветительскую направленность, что подтверждает актуальность темы статьи.
В ходе исследования определено, что просветительская деятельность Общества внесла большой вклад в распространение и развитие научной мысли, рост профессионального опыта технического кадрового состава заводов Урала, способствовала расширению кругозора членов ОУГТ и профессионального сообщества, а также консолидации профессиональных кадров.
На сегодняшний день изучение просветительской работы Общества уральских горных техников может являться примером формирования ценностных установок, углубленного знания истории родного края и уважения к историческому прошлому малой Родины.
В работе были использованы конкретно-исторические методы исследования, в частности: метод контент-анализа, на основе которого был собран материал исследования из опубликованных дореволюционных источников; историко-системный и хронологический методы, позволившие объединить и последовательно раскрыть аспекты просветительской деятельности ОУГТ. Также был использован принцип историзма, с помощью которого удалось проследить развитие просветительской работы Общества с момента его основания до 1917 г.
Ключевые слова: просветительская деятельность, издательское и библиотечное дело, выставки, научно-техническая мысль.
Чураков Димитрий Олегович
Доктор исторических наук
Профессор исторического факультета
Институт истории и политики
Московский государственный педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: do.churakov@mpgu.org

ОППОЗИЦИЯ В СССР: К ВОПРОСУ О ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ ТЕРМИНА


Аннотация. Предметом статьи выступает борьба за власть в СССР. Целью работы является рассмотрение в контексте глобальных политических процессов позиции различных политических деятелей в период становления Советского проекта как альтернативной мировому капитализму цивилизации. Автор предлагает и обосновывает принципиально новый взгляд на «оппозицию» в стране, согласно которому в глобальном смысле внутри советского правящего слоя оппозиционными можно считать группы, которые противостояли не руководству страны, а глобализации Мира, превращению Советского Союза в механизм, подчиненный международному капиталу и объективно следующий тенденциям конвергенции. В свою очередь к «оппозиции» автором отнесены те персоны и группы, которые противостояли всем этим процессам, прежде всего уничтожению национальных государств, в том числе самого СССР для превращения его в сырьевой "погреб" для транснациональных корпораций. Актуальность статьи определяется необходимостью в историческом плане выявить тенденции развития СССР, понять различные аспекты его ослабления и, наконец, роспуска в 1991 году. В общественном плане поднятые в исследовании вопросы актуальны в силу того, что многие процессы и явления, ослаблявшие советское общество, продолжают существовать и сейчас, оказывая свое воздействие на положение дел в Российской Федерации и на ее статус правопреемника Советского Союза на международной арене. В качестве методологии в статье используется философия практики с присущими ей принципами историзма, системности и объективности. Помимо этого автором широко применяются межпредметные связи с политологией и другими смежными науками. Результат исследования и основной вывод статьи составляет предлагаемый пересмотр понятия «оппозиция» применительно к советской эпохе. Выводы и основные результаты могут использоваться в преподавании истории, итоговых монографиях по политической истории СССР, а также для выработки рекомендаций органам власти в области исторического просвещения и решения вопросов национальной безопасности
Ключевые слова: СССР, власть, оппозиция, конвергенция, коммунизм, сталинизм, государство.
Шайсултанова Эльмира Ильдаровна
Кандидат философских наук
Доцент кафедры социально-гуманитарных наук
Набережночелнинский институт
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет
Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия
e-mail: mir_sh@mail.ru

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ


Аннотация. Данная статья посвящена анализу цивилизационных основ российской государственности, которые оказали влияние на политическую и правовую структуру страны. В работе рассматриваются исторические, культурные и духовные аспекты, способствовавшие формированию уникального пути развития России. Основное внимание уделяется ключевым событиям в истории страны, которые потребовали от общества и государства поиска специфических решений кризисов, ведущих к централизации власти и коллективизму.
Автор использует системный подход и различные методы анализа для изучения социокультурных факторов, определяющих российскую государственность, и опирается на множество научных источников.
Ключевые слова: российская государственность, цивилизационные основы, культурные традиции, политическая организация, историческое развитие, духовно-нравственные ценности, централизация власти, коллективизм, социокультурные детерминанты, историко-правовой анализ, системный подход, сравнительно-правовой анализ, цивилизационный анализ.

ЭКОНОМИКА
Суровцев Дмитрий Андреевич
Аспирант кафедры математики и МПМД
ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»
Коломна, Россия
e-mail: surovtsevdimaandr@yandex.ru

Хэкало Сергей Павлович
Доктор физико-математических наук, доцент
Профессор кафедры математики и МПМД
ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»
Коломна, Россия
e-mail: khekalo@mail.ru

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ


Аннотация. В статье обсуждается проблема пропедевтической подготовки школьников к знакомству с экономической теорией. Эта подготовка базируется на основе экспериментирования, функциональной математической грамотности, математического моделирования и алгоритмизации простейших экономических явлений. Актуальность такого рода работы обусловлена быстрыми темпами развития и/или роста инфраструктуры, цифровизации, экономики и экономической безопасности. Формирование компетенций экономического содержания, безусловно, надо начинать уже в основной школе. Как только появляется знакомство с алгеброй, можно и даже нужно начинать знакомить ученика с основами математического моделирования экономики. В этом мы видим решение проблем, поставленных государством, по формированию в новом поколении основ критического мышления, глобальных компетенций и креативности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, экономика, математическое моделирование, практические задачи, аналитика и эксперимент.
Чеглов Вячеслав Петрович
Доктор экономических наук
Профессор базовой кафедры торговой политики
Российский экономический университет
Москва, Россия
e-mail: v.cheglov@mail.ru

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЭПОХУ ПЕРМАНЕНТНЫХ КРИЗИСОВ, ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ


Аннотация. В последние годы потребительский рынок России развивается в условиях перманентных экономических и социально-экономических кризисов, действие которых осложнено стартовавшими процессами деглобализации и регионализации, вынужденной переориентацией товародвижения с Запада на Восток под влиянием вводимых бывшими странами-партнерами многоуровневых санкций. И это не могло не сказаться на торговой инфраструктуре страны.
Целью настоящей статьи является анализ структурных и организационных изменений инфраструктуры потребительского рынка, наиболее чувствительной для общества ее части. Материалом исследования послужила публичная информация, собранная и предоставленная крупнейшими ритейлерами страны. Анализ выполнен с помощью методов анализа и синтеза, на примере развития системообразующих российских торговых компаний. На основе полученных результатов обозначены только возникающие проблемы, решать которые, а также учитывать сопровождающие их риски необходимо уже сегодня для сохранения конкурентной среды на рынке, обеспечения продовольственной безопасности страны и удовлетворения потребностей различных социальных групп.
В статье подробно исследованы проблемы излишней консолидации инфраструктуры потребительского рынка, форматного смешения при магазиностроении, перекосов в развитии сегмента продовольственных дискаунтеров и излишней оптимизации ассортимента, организационного усложнения бизнеса и роста его «непрозрачности». Обоснованы вероятные последствия реализации сложившихся трендов в развитии торговой инфраструктуры, в том числе риски олигополизации рынка и картельного сговора, потери множества активных предпринимателей, которые становятся пассивными рантье, искусственного сокращения товарного предложения и альтернативных каналов доставки товаров до покупателей, роста административного ресурса системообразующего бизнеса.
В исследовании содержатся предложения по необходимости пересмотра де-факто поощряемой правительством страны стратегии развития инфраструктуры продовольственного сегмента потребительского рынка с учетом переустройства экономики, развития и поддержки национальных производителей в условиях их доступа в товаропроводящую сеть, преодолению последствий бесконтрольного развития социально значимой инфраструктуры рынка и сохранению разнообразия ее участников.
Ключевые слова: продовольственная торговля, деглобализация, регионализация, торговая инфраструктура, проблемы и риски, продовольственная безопасность
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Демкина Юлия Александровна
Ассистент кафедры английской филологии
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Волгоград, Россия
e-mail: yuliyademkina@mail.ru

КОНЦЕПТ «ИСПОРЧЕННОСТЬ» В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»


Аннотация. В статье предпринимается попытка проанализировать ложь и лицемерие как смысловые конкретизаторы концепта «испорченность» в романе Ч. Диккенса «Большие надежды». Являясь «романом воспитания», данное произведение дает возможность рассмотреть концепт «испорченность» в динамике смыслового варьирования, т.е. с точки зрения того, какие его признаки характерны для разных периодов жизни человека, а также как происходит его встраивание в личностную картину мира индивида. В работе были использованы методы концептологического и компонентно-семантического анализа, позволяющие наиболее полно проанализировать взаимосвязи элементов концепта между собой, выявить сходства и отличия их характеристик, а также описать особенности пространственно-временного и социокультурного контекстов их функционирования. Основными конкретизаторами концепта «испорченность» в романе являются ложь и лицемерие. Данные конкретизаторы предстают перед
читателем как стадии развития испорченности в процессе социализации индивида. При этом ложь и лицемерие четко разграничены по ряду таких критериев как: носители испорченности, внешние проявления и причины возникновения. Ложь характеризуется как начальная стадия испорченности, присущая детям в ситуации угрозы, а также выражающаяся во внешних признаках. Лицемерие, в свою очередь, описывается как поздняя стадия испорченности, преобладающая среди взрослых, имеющих своей целью обогащение или приобретение власти.

Ключевые слова: концепт, испорченность, социализация, ложь, лицемерие.

Разумкова Анна Викторовна
Кандидат филологических наук
Доцент кафедры английского языка
Институт лингвистики и мировых языков
ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет
им. К. Э. Циолковского», Калуга, Россия
e-mail: razumkova89@mail.ru

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСЕМЫ «ЗДОРОВЬЕ»: ДИНАМИКА И ВАРИАТИВНОСТЬ

Аннотация. Значительные изменения ассоциативного / психолингвистического значения слов происходят приблизительно каждые 20 лет под воздействием различных политических, экономических и социальных факторов. Особенно значимое воздействие на сознание людей оказывают события или явления, которые могут быть «угрозой» базовым концептам культуры. В данной работе проанализированы диахронические изменения психолингвистического значения лексемы «здоровье» с учетом влияния периода пандемии коронавирусной инфекции. Теоретической основой данного исследования является теория языкового сознания, разработанная Московской психолингвистической школой. В качестве материала для сопоставительного исследования послужили словарные статьи Словаря ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева (1977), Русского регионального ассоциативного словаря Европейской части России (2014) и материал ассоциативного эксперимента, проведенного в г. Калуге осенью 2021 года (в период четвертой волны пандемии коронавирусной инфекции). Автором доказано количественное и качественное изменение ассоциативного значения исследуемой вербальной единицы. В период пандемии коронавирусной инфекции образ «здоровье» стали чаще ассоциировать с действием и локусом. Данные изменения, вероятно, обусловлены необходимостью применения мер для снижения риска заболевания и улучшения эпидемиологической ситуации в стране. В статье отмечена устойчивая ассоциативная связь образа «здоровья» с объектом, в большей степени конкретным. Значимость ценности здоровья для русского языкового сознания увеличилась в значительной степени. Индивидуализм образа сменяется универсализмом (акцент на общество). Опираясь на проведенный анализ, автор приходит к выводу, что характеристика концепта «здоровье» становится менее значимой, но также в значительной степени отмечена положительными коннотациями. Полученные результаты доказывают динамику и вариативность психолингвистического значения исследуемой лексемы и могут быть сопоставлены с результатами подобных исследований.
Ключевые слова: лексема «здоровье», ассоциативное/психолингвистическое значение слова, концепт, образ сознания, ассоциативный эксперимент, ассоциативный словарь, семантический гештальт, коронавирусная инфекция.
Туманова Екатерина Олеговна
Кандидат филологических наук
Доцент кафедры юриспруденции
Московский городской университет управления
Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова
Москва, Россия
e-mail: ekaterina.msu@mail.ru

ЭОНИМ КАК НОВЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)


Аннотация. Статья посвящена обоснованию введения в лингвистическую науку нового термина «эоним», который в различных исследованиях имеет множественные синонимичные наименования, такие как слова-символы, слова-хронофакты, слова-ключи, ключевые термины, ключевые слова, ключевые слова текущего момента, ключевые слова эпохи и т.д. Целью работы является выявление и описание особенностей эонимов, т.е. лексических единиц, выполняющих функцию маркеров исторической эпохи, а также отражающих знаковые события в культурной, социальной и политической жизни страны на материале немецкого языка. Предметом исследования послужили лексемы, отобранные из ежегодных рейтинговых списков «Слово года» и «Антислово года», публикуемых Обществом немецкого языка. В исследовании проводится поэтапный сопоставительный анализ особенностей эонимов в немецкоязычном дискурсе с девятью признаками ключевых слов текущего момента, представленными в работе Т.В. Шмелевой. Данный анализ позволяет выявить языковые особенности, словообразовательный потенциал эонимов, особенности языковой игры, скрывающейся в их значении, а также роль данных единиц в проявлении языковой рефлексии в различных типах немецкоязычного дискурса. Проведенное исследование подтверждает выдвинутую автором гипотезу о том, что помимо маркировки значимых для социума событий эонимы фиксируют новые важные элементы лингвокультурной картины мира, несмотря на постоянно изменяющееся национальное языковое сознание. Эмпирический анализ описанных в статье эонимов и их дериватов, возникающих с определенной цикличностью, свидетельствует о том, что данные единицы способны связывать исторические события между собой и таким образом характеризовать динамическое развитие социума и языка. Последующее исследование эонимов, изучение скрытых в них смыслов позволит определить наиболее значимые исторические события и их восприятие носителями данной лингвокультурной общности.
Ключевые слова: языковая рефлексия, слова года, лингвокультурология, немецкий язык, эонимы, слово-хронофакт, ключевые слова текущего момента.

© Государственный социально-гуманитарный университет