Вестник Государственного социально-гуманитарного университета №4 (56) 2024
ИСТОРИЯ
Кознова Ирина Евгеньевна
доктор исторических наук, доцент
ведущий научный сотрудник сектора философии культуры
Институт философии РАН
Москва, Россия
e-mail:i.koznova@mail.ru

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СЕЛЬСКОГО ПОДРОСТКА В 1937–1941 ГГ.: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ПО ДНЕВНИКОВЫМ ЗАПИСЯМ

Аннотация. В основу исследования положены дневниковые записи сельского школьника Ивана Хрипунова (1923–1942), которые он вел с 1937 по 1941 гг. Дневники знакомят с повседневной жизнью подростка, жившего в разных местах юго-востока Европейской части страны. Автор дневников отзывается на текущие события местного и общегосударственного масштаба, ведет хронику семейных и сельских событий, высказывает собственные суждения по разным поводам. В дневниках содержится множество интересных штрихов, проливающих свет на культурную и общественно-политическую обстановку в стране, на своеобразие советской повседневности. Хрипунов описывает домохозяйство семьи, школьную жизнь и свои занятия чтением и рисованием, погоду и урожаи, праздники и кинофильмы, дружбу и любовь, цены и заработки, очереди и митинги, сельскую местность и город. Записи позволяют скорректировать или взглянуть по-новому на многие события 1930-х гг., в числе которых коллективизация, голод 1932–1933 гг., а также на начальный период войны. Повседневная жизнь подростка демонстрирует процесс становления его как личности.
Ключевые слова: повседневность; советское; сельское; подросток; эго-документы; дневник; общество; культура; школа; праздники
Тихомиров Никита Вадимович
кандидат исторических наук
доцент кафедры источниковедения
Российский государственный гуманитарный университет
Москва, Россия
e-mail: tihomirov_n@rambler.ru

«СОВЕТСКОГО ВЛИЯНИЯ КАК ТАКОВОГО СОВЕРШЕННО НЕТ»: НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ 20-Х ГГ. ХХ ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения повседневности крестьянского населения северо-востока РСФСР в первые годы социалистического строительства. Данная предметная область недостаточно разработана и вызывает сегодня большой интерес у историков. В статье публикуется отчет, подготовленный студентами Ленинградского отделения Коммунистического университета национальных меньшинств Запада о результатах их практической работы в сельской местности в начале 1925 г. Документ является частью комплекса отчетной документации студентов ЛО КУНМЗ, хранящегося в соответствующем фонде Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Отчеты о производственной практике студентов коммунистических университетов почти не известны историкам, их данные не отражены в публикациях. Актуальность статьи определяется потребностью в расширении базы источников, привлекаемых для исследования обыденной жизни российских крестьян в первое послереволюционное десятилетие. Новизна работы заключается в том, что в научный оборот вводится высоко информативный источник, прежде не использованный в трудах, посвященных истории раннего советского периода. В статье дана общая характеристика эвристического потенциала студенческих отчетов и обоснованы перспективы их дальнейшей аналитической разработки. Показаны основные пласты информации, содержащейся в приведенном источнике, намечены пути его включения в практику научных исследований. Публикация призвана расширить представления научного сообщества о документальной обеспеченности современных исследований периода НЭП и культурной революции в СССР. В частности, рассматриваемый материал предоставляет широкие познавательные возможности для решения ряда исследовательских задач в рамках изучения повседневности советского крестьянства северо-западного региона РСФСР и реконструкции его жизненного мира в доиндустриальную эпоху. Помимо этого, представленный документ проливает свет на деятельность советских активистов, направлявшихся партийными и государственными структурами на политическую и просветительскую работу в деревне. Деятельность в этой области студентов коммунистических вузов в 1920-е гг. изучена мало. Публикуемый документ позволяет составить общее представление о возможностях привлечения данной категории источников для решения указанной проблемы в будущем.
Ключевые слова: история повседневности, коммунистический университет, крестьянство, культурная революция, микроистория, национальные меньшинства.
Цветков Василий Жанович
доктористорических наук, доцент
профессор кафедры новейшей отечественной истории
Институт истории и политики
Московский педагогический государственный университет;
профессор кафедры истории России
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Москва, Россия
e-mail: tsvetcov@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УКРЕПЛЕННЫХ ПОЗИЦИЙ НА ПЕРЕКОПЕ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ ЮГА РОССИИ ВЕСНОЙ 1920 ГОДА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы строительства укреплений на Перекопском перешейке в Крыму весной 1920 года накануне начала главных операций Вооруженных Сил Юга России против Красной армии в Северной Таврии на завершающем этапе Гражданской войны. Анализируются особенности организации военно-инженерной подготовки укрепленных позиций в условиях острого недостатка необходимых строительных материалов, специальной техники и подготовленных инженерных кадров. Дается характеристика степени устойчивости укреплений с точки зрения самих военнослужащих Вооруженных сил Юга России. В статье используются не вводившиеся ранее в широкий научный оборот исторические источники, отражающие специфику строительства укреплений, состав воинских частей, принимавших участие в подготовке обороны белого Крыма в 1920 году, степень их боевой готовности к ведению наступательных и оборонительных операций на южном фронте Гражданской войны, а также систему управления и отчетности, утвержденную Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России генерал-лейтенантом П.Н. Врангелем в процессе создания оборонительных рубежей на Перекопе. Сделаны выводы о влиянии созданных укреплений на ход Перекопско-Чонгарской операции в ноябре 1920 года.
Ключевые слова: Гражданская война, Белое движение, Крым, П.Н. Врангель, военно-инженерная подготовка, Перекопско-Чонгарская операция, 1920 г.
Чураков Димитрий Олегович
доктор исторических наук
профессор Института истории и политики
Московский государственный педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: do.churakov@mpgu.org

Острашенко Татьяна Андреевна
учитель ГБОУ г. Москвы «Школа № 1273»
студент Института истории и политики
Московский государственный педагогический университет
Москва, Россия
e-mail: romanovaaat@gmail.com

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛОКАЛЬНЫМ ГИБРИДНЫМ ВОЙНАМ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Наступившая эпоха ознаменована ростом конфликтности процессов глобализации, что нашло выражение не только в увеличении числа и масштабов локальных войн современности, но и в их «гибридизации» — т.е. в интенсивном внедрении в военное искусство новейших методов вооруженного и ненасильственного подавления противника. Являяесь одиним из ключевых центров современной цивилизации, Российская Федерация оказалась под прицелом многочисленных геополитических вызовов, в том числе как участник сразу нескольких гибридных локальных войн. За последние десятилетия в Российской Федерациинакоплен богатый опыт противодействия внешним и внутренним угрозам стабильности общества, границам, суверенитету и национальной безопасности. Большую роль в освоении этого опыта и его адаптации играет отечественная историческая наука. В статье рассмотрены наиболее важные тенденции изучения истории участия Российской Федерации в гибридных локальных войнах рубежа XX–XXI веков, вклад российских исторков в формирование интеллектуальной основы механизмов противодействия им.
Ключевые слова: гибридные войны, вооруженные конфликты, историография, глобализация, Русская весна.
ЭКОНОМИКА
Бунаков Павел Юрьевич
доктор технических наук, доцент
профессор кафедры информатики
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: pavel_jb@mail.ru

Гальченко Андрей Васильевич
Ведущий инженер-конструктор
ОАО НПК «Конструкторское бюро машиностроения»
Коломна, Россия
e-mail: koriaga20@mail.ru

Тегин Алексей Владиленович
кандидат технических наук
заместитель начальника отдела ООО «УК Полюс»
Москва, Россия
e-mail: ategin@mail.ru

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРОЕКТИРУЕМЫХ БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В статье представлена апробированная методика оценки и дальнесрочного прогноза стоимости серийных образцов беспилотных авиационных систем. Она представляет собой практически значимый и крайне лаконичный результат двадцатилетнего развития ценометрической описательной концепции функционирования глобального рынка промышленной продукции. В основу разработанной методики положен статистический анализ эмпирических данных об изменении цен на серийные образцы авиационной, ракетной, бронетанковой и другой техники за предшествующее столетие. Это позволило сформулировать универсальные закономерности и выявить значимые факторы указанных процессов. На их основе получена единая формула расчета стоимости образцов беспилотных авиационных систем в зависимости от ограниченного ряда основных параметров производственного, экономического и технического характера в условиях воздействия фактора времени. Для ее практического использования приведены соответствующие показатели и константы. Дополнительно перечислен ряд внешних обстоятельств, существенно влияющих на корректировку стоимости, а также описаны границы возможных сопутствующих случайных воздействий на результаты расчетов. Достоверность сделанных выводов подтверждается верификационными примерами соответствия результатов применения предлагаемой методики реальным рыночным ценам. Особо подчеркнута мысль о том, что получаемая расчетная стоимость соответствует так называемой динамически равновесной цене рынка. Это обеспечивает максимальную гарантию выполнения контрактов по поставкам и сбыту продукции, а также амортизации средств для продолжения успешной деятельности предприятия. Достоверный и своевременный прогноз стоимости проектируемых и выпускаемых образцов беспилотных авиационных систем с недавних пор является крайне актуальной задачей на фоне бурного развития данного вида техники и особенно ввиду требований бесперебойного обеспечения ими участников специальной военной операции.
Ключевые слова: ценообразование, дрон, беспилотная авиационная система (БАС), дефлятор, конкурентоспособность, паритет покупательной способности.
Кузнецова Елена Сергеевна
магистрант экономического факультета
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: kuznetsova.chir@yandex.ru

Столярова Алла Николаевна
доктор экономических наук, профессор
Государственный социально-гуманитарный университет
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Коломна; Москва, Россия
e-mail: stolyarova2011@mail.ru
ПРОГНОЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения высшего образования автономного типа и разработки направлений ее совершенствования. Автономные учреждения играют важную роль в экономике России, выполняя социальные и государственные функции, что требует от них эффективного использования бюджетных средств и соблюдения принципов финансовой устойчивости. В условиях ограниченных ресурсов и необходимости повышения эффективности их использования важной задачей является разработка методологии, которая позволит спрогнозировать основные показатели деятельности учреждения и определить пути их оптимизации.
Целью исследования является выявление факторов, влияющих на показатели финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений, а также разработка эффективных методов и инструментов для их прогнозирования. В ходе исследования проведен анализ методологических подходов к прогнозированию деятельности автономных учреждений с учетом специфики их функционирования. На основе анализа статистических данных и применения экономико-математических методов, предложен комплексный подход, включающий оценку текущего состояния финансовых показателей учреждения, анализ динамики показателей деятельности, а также моделирование их изменений в перспективе.
Особое внимание в статье уделяется разработке направлений совершенствования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Предлагаются конкретные меры, направленные на оптимизацию использования бюджетных средств, повышение эффективности управления ресурсами и минимизацию финансовых рисков. Также рассмотрены вопросы внедрения цифровых инструментов планирования и учета в университете, что позволит повысить прозрачность и подотчетность учреждения и более эффективно использовать свои финансовые ресурсы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных методик и рекомендаций для повышения эффективности управления автономными учреждениями в различных отраслях.
Ключевые слова: план ФХД, автономное учреждение, университет, планирование, прогнозирование, финансово-хозяйственная деятельность, доходы, расходы, поступления, выплаты, прогноз показателей.
Рубан Марк Станиславович
кандидат экономических наук
доцент кафедры менеджмента и экономики
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: markruban777@mail.ru

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И «ЗЕЛЕНАЯ» ЭКОНОМИКА В РОССИИ: ВЗАИМОСВЯЗИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Актуальность исследования вопросов взаимосвязи устойчивого развития и «зеленой» экономики обусловлена существенным ухудшением состояния окружающей среды и природных ресурсов. Усиление экологической напряженности и истощение природных ресурсов создают угрозу для будущего всего человечества. Глобальные экологические проблемы вынуждают науку искать новые пути и направления развития мировой экономики. Внедрение принципов «зеленой» экономики и осуществление экологической трансформации в России происходит медленными темпами в силу ряда причин, основной из которых является значительная доля энергетического сектора в экономике. В статье рассмотрены взаимосвязи терминов «зеленая» экономика и «устойчивое» развитие; исследован опыт зарубежных стран по внедрению и развитию «зеленой» экономики; рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются страны при переходе к концепции «зеленого» роста; предложены авторские определения понятий «зеленая» экономика и «устойчивое» развитие; проанализированы различные подходы к механизмам финансирования зеленой экономики, в том числе с использованием такого инструмента, как «зеленые» облигации. Автором делается вывод о необходимости уточнения и законодательного закрепления терминов «зеленая» экономика и «зеленая» облигация; необходимости разработки эффективного механизма выпуска корпоративных «зеленых» облигаций, включающий инструменты государственной поддержки и гарантий для субъектов хозяйственной деятельности, заинтересованных в их размещении; выработки единой стратегии «зеленого» роста и разработки на ее основе комплексной программы развития «зеленой» экономики в России.
Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, «зеленый» рост, «зеленое» финансирование, «зеленая» облигация.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Ощепкова Наталья Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент
доцент кафедры английского языка
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Калуга, Россия
e-mail: n-oshepkova@mail.ru

АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию и переосмыслению понятия интертекста. Анализируются различные точки зрения на интертекстуальность, начиная от теории интертекстуальности до классификации интертекстуальных включений. Отмечается важность интертекстуальных элементов для установления связей с другими произведениями и сохранения глубокого смысла исходного текста. Особое внимание уделяется переводоведческому аспекту теории интертекстуальности, подчеркивается важность передачи особенностей оригинала и адекватности перевода новой коммуникативной ситуации.
Предметом исследования являются особенности перевода интертекстуальных включений в художественном произведении.
Материалом исследования послужил роман американского писателя Джонатана Сафара Фоера «Жутко громко и запредельно близко». Подбор примеров был осуществлен методом сплошной выборки. Помимо вышеуказанного метода применялся также аналитический метод, методы контекстуального и стилистического анализа текста.
Основные интертекстуальные элементы, рассматриваемые в статье, – аллюзия и цитата. Аллюзия является намеком на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным в художественной литературе, косвенную отсылку к мифологическому, библейскому, историческому или бытовому факту, лицу, событию, произведению, а также перенос их свойств и качеств на те, о которых идет речь в высказывании. Отличие цитаты от аллюзии заключается в том, что аллюзия не содержит в себе полный образ и формулировку.
Было установлено, что наиболее частотные способы перевода интертекстуальных элементов – калькирование, прямое включение, транскрипция.
Практическая ценность данной работы состоит в возможности использования полученных результатов в качестве наглядных примеров применения интертекстуальных элементов в художественных произведениях, а также способов их перевода в рамках обучения будущих переводчиков.
Ключевые слова: интертекстуальность, цитата, аллюзия, адаптация, экспликация, переводческий комментарий
Панкратова Маргарита Владимировна
кандидат филологических наук
доцент кафедры русского языка и литературы
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: ikt.1107@gmail.com

СЕМАНТИКА И СИНТАГМАТИКА ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В КНИГЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ИННЫ ЛИСНЯНСКОЙ «ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ОКНА»

Аннотация. Статья посвящена семантике цветообозначений в книге стихотворений Инны Лиснянской «Перемещенные окна», лексико-семантическим полям со значением «Цвет», использованию колорем в составе основных концептов книги и стилистических фигур. Предмет исследования составляет проявление языковой личности Инны Лиснянской в аспекте использования колоративной лексики. Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть идейно-тематическое содержание книги стихотворений И. Лиснянской «Перемещенные окна», анализируя семантику и синтагматику колорем. Исследование опирается на метод семантического анализа художественного произведения, полевой метод, описание лексико-семантических полей со значением «Цвет», концептуальный анализ книги стихотворений.
К основным результатам работы относится качественный и количественный анализ цветообозначений в книге И. Лиснянской, выделение преобладающих ЛСП и входящих в них колорем, анализ семантики и синтагматических связей слов ЛСП «Цвет» – традиционных и индивидуально-авторских. Цветовая лексика и активное употребление цветообозначений служит созданию художественного образа, а шире – раскрытию языковой картины мира Инны Лиснянской, так как колоремы, помимо указания на определенный оттенок цвета, выполняют экспрессивную функцию, являются результатом собственно авторских ассоциаций, предпочтений. Материал исследования может быть использован для изучения индивидуально-авторского стиля И. Лиснянской, для описания языковой личности. Семантика и синтагматика цветообозначений важна для описания идиостиля автора: колоративная лексика добавляет структуре художественного текста смысловую заряженность, фиксирует внимание читателя на важных семах и оттенках смысла, заключенных в прямых и переносных значениях лексем.
Ключевые слова: идиостиль, цветообозначения, синтагматика, концепт, семантический хиазм, контекстуальные антонимы, Инна Лиснянская.
Разумкова Анна Викторовна
кандидатфилологических наук
доцент кафедры английского языка
Институт лингвистики и мировых языков
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Калуга, Россия
e-mail:razumkova89@mail.ru

Артамонова Екатерина Владимировна
студентка
Институт лингвистики и мировых языков
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Калуга, Россия
e-mail: katiekatieart@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что изучение и выявление общего и специфического в образах мира представителей различных этносов имеет важное значение для оптимизации межкультурного общения. Теоретической основой данного исследования является теория языкового сознания, разработанная Московской психолингвистической школой. Материалом для сопоставительного исследования послужили ассоциативные поля слов-стимулов «болезнь», «больница», «вирус», «врач», «прививка», полученные в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента на русском языке среди студентов-медиков 1–3 курсов Медицинского института КГУ им. К.Э. Циолковского (2023 г.). Новизна исследования обусловлена тем, что впервые получены, описаны и систематизированы данные о содержании образов сознания, которые стоят за указанными словами-стимулами. Подобного рода исследования не проводились ранее среди студентов Медицинского института КГУ им. К.Э. Циолковского. Цель исследования заключается в моделировании стереотипных представлений русских респондентов и респондентов-инофонов о словах медицинского дискурса для выявления сходств и различий. Значимость и значение слов-стимулов «болезнь», «вирус», «больница», «прививка» в целом являются схожими для представителей двух групп, что говорит об общности сознаний испытуемых. Национально-культурная специфика сознания билингвов ярче проявлена в слове-стимуле «врач», при этом профессиональная идентичность в большей степени отмечена в ответах русских респондентов. Периферийные зоны ассоциативных полей слов-стимулов у русских респондентов представлены большим количеством эпитетов, синонимов, экспрессивно-окрашенной лексики, лексем со значением цвета и запаха, по сравнению с общеупотребительной нейтральной лексикой инофонов, что обусловлено особенностями вторичной языковой личности. Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии национально-культурной специфики языкового сознания представителей разных культур, что вносит определенный вклад в развитие теории межкультурного общения. Практическая значимость определяется возможностью прикладного использования полученных результатов в дальнейших кросс-культурных исследованиях для контрастивного сопоставления.
Ключевые слова: языковое сознание, образ сознания, лингвокультура, ассоциативный эксперимент, слово-стимул, семантический гештальт, студент-медик, инофон.
Ястребов-Пестрицкий Михаил Сергеевич
Кандидат филологических наук
Ведущий специалист
ФКУ «Государственный архив Российской Федерации»
Москва, Россия
e-mail: myp-63@mail.ru

АКЦЕНТУАЦИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В НОВОСТНЫХ БЛОКАХ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОРФОЭПИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ФОРМ РУССКИХ СМИ)

Аннотация. В новостных блоках российских аудиовизуальных СМИ нередко можно услышать выражения, свидетельствующие о постепенном, но неуклонном изменении норм русского языка. В подобных речевых ситуациях носитель языка, как правило, ставит ударение в «своем» топониме, отличное от предписываемого кодифицированными нормами. Некорректное ударение с точки зрения орфоэпической нормы установлено и в отдельных единицах грамматического уровня: в именах собственных и нарицательных (отглагольных именах существительных, именах существительных pluralia tantum, именах существительных с суффиксом деятеля); архаизмах, в том числе входящих во фразеологизм; профарготизмах, армейских арго; заимствованных именах прилагательных, формах сравнительной степени качественных имен прилагательных; глаголах (глагольных формах, инфинитиве; отдельных личных, временных и числовых формах), окказиональных образованиях. По каждому отдельному случаю в работе устанавливаются причины нестандартной акцентуации, подтверждающие динамику языковых изменений в языке СМИ.
Ключевые слова: акцентуация; акцентологические нормы; кодифицированный русский язык, аудиовизуальные СМИ, нормативные языковые изменения.

© Государственный социально-гуманитарный университет