ИСТОРИЯ
Багрянцева Екатерина Александровна
кандидат исторических наук
доцент кафедры отечественной и всеобщей истории
и социально-гуманитарных дисциплин
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: e.a.bagryantseva@mail.ru

Ковалев Дмитрий Владимирович
доктор исторических наук, профессор
профессор кафедры отечественной и всеобщей истории
и социально-гуманитарных дисциплин
Государственный социально-гуманитарный университет;
профессор кафедры новейшей отечественной истории
Институт истории и политики
Московский педагогический государственный университет
Коломна; Москва, Россия
e-mail: dmitrij-kovalev@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается отношение студенческой среды к внедрению в программу высшей школы с 2023 г. учебного курса «Основы российской государственности».
На основании проведенного социологического опроса авторы статьи анализируют мнение студентов относительно актуальности нового курса, его содержания и методов преподавания. В статье приводится характеристика наиболее интересных и востребованных разделов дисциплины с точки зрения студентов-первокурсников.
Отдельное внимание в статье уделено вопросу персонификации представлений студенческой аудитории о патриотизме – кто из видных деятелей прошлого и современников в понимании современного студента является патриотом своей страны. Полученные результаты могут также быть полезными для оценки целесообразности и перспективности внесения возможных корректив в содержание и тематику данного курса, методические аспекты его преподавания при сохранении рекомендованной общей структуры.
Ключевые слова: Политическая история, отечественная история, «Основы российской государственности», историко-социологический опрос, патриотизм.
Базин Олег Александрович
кандидат исторических наук
доцент кафедры отечественной и всеобщей истории
и социально-гуманитарных дисциплин
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: bazin-oa@mail.ru

РОЛЬ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ВОСТОКА В 1917 – НАЧАЛЕ 1920-Х ГОДОВ

Аннотация. Предметом статьи является внешняя политика советского государства по отношению к странам Востока в первые годы после Октябрьской революции. Цель работы – определение роли советского фактора в деятельности национально-
освободительного движения в ряде восточных государств, с которыми граничила Советская Россия, а затем СССР. Автор, основываясь на официальных дипломатических документах и мемуарах, характеризует подходы советской внешней политики к поддержке национально-освободительного движения в мусульманских странах Востока (Персия и Османская империя (Турция)), а также в крупнейшем государстве Восточной Азии – Китае. Характерной чертой советской поддержки национально-освободительного движения являлась ее тесная взаимосвязь с реализацией геополитических интересов Советской России, а также идеологией коммунизации Востока.
Однако реализация задач внешней политики Советской России сталкивалась с большим количеством препятствий объективного и субъективного характера. Лидеры
национально-освободительного движения в странах Востока на определенном этапе были заинтересованы в советской помощи, но не готовы к коммунизации своих государств. Впоследствии это привело к охлаждению отношений всех рассматриваемых стран Востока с советским государством. Актуальность статьи определяется необходимостью учитывать опыт прошлого при выстраивании отношений с политическими элитами соседних государств. Национальные лидеры, как правило, руководствуются интересами своего народа, поэтому для них опора на поддержку другого государства часто носит краткосрочный и конъюнктурный характер. В статье используется историко-системный метод, направленный на выявление причинно-следственных связей и особенностей развития международной политики рассматриваемого периода. Выводы и основные результаты исследования могут быть использованы в преподавании отечественной и всеобщей истории в образовательных организациях, а также для организации публичных выступлений по истории внешней политики России.
Ключевые слова: национально-освободительное движение, РСФСР, Советская Россия, Турция, Персия, Китай.

Цветков Василий Жанович
доктор исторических наук, доцент
профессор кафедры новейшей отечественной истории
Институт истории и политики
Московский педагогический государственный университет;
профессор кафедры истории России
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Москва; Владимир, Россия
e-mail: tsvetcov@rambler.ru

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЛЫХ АРМИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИМИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В 1919–1920 ГОДАХ

Аннотация. Ход боевых операций любой войны в значительной степени зависит от характера и объемов снабжения противоборствующих армий вооружением, снаряжением, боеприпасами. Важное значение имеет также время получения данных продуктов снабжения на фронте. Эти условия действовали и в период Гражданской войны в России 1917–1922 годов. Для белых армий, сражавшихся против советской власти большевиков, значительные объемы боевого снабжения поставлялись странами Антанты. Россия была членом Антанты, а правительства Белого движения провозглашали себя приемниками прежней Российской империи и Российской республики 1917 года. Победы и поражения белых армий на фронте имели прямую связь с поставками для них вооружений и боеприпасов. Собственного военного производства на территориях Белого движения в России в широком масштабе наладить не удалось. Особенное значение приобретало снабжение артиллерией и артиллерийскими боеприпасами. Документы подобного рода содержатся в архивном фонде Управления заграничного снабжения белых армий в Париже, возглавляемого в 1919 году генералом от инфантерии Д.Г. Щербачевым. Данная статья посвящена общему анализу проблемы взаимозависимости факторов артиллерийского снабжения и хода стратегических боевых операций белых армий в 1919 году.
Ключевые слова: Белое движение, Гражданская война в России, артиллерия, военное снабжение, стратегические военные операции, белые армии, Д.Г. Щербачев.
ФИЛОЛОГИЯ
Богданова Ксения Витальевна
кандидат филологических наук
ассистент кафедры перевода
Российский государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
e-mail: ksuschannna@yandex.ru

ИДИОЛЕКТ ПЕРСОНАЖЕЙ ВИДЕОИГРЫ WARHAMMER 40,000: ROGUE TRADER В КОНТЕКСТЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В настоящей статье идиолект трактуется как структурно-языковые особенности речи персонажа, помогающие раскрыть его характер и тем самым делающие «вторичный мир», к которому относится данный персонаж, более иммерсивным —  что немаловажно для создания качественного сюжетного наполнения в видеоиграх жанра RPG. Основным объектом исследования стали особенности идиолекта двух персонажей видеоигры Warhammer 40,000: Rogue Trader, чьи реплики в диалогах с протагонистом принимают форму аллюзивной поэзии, содержащей отсылки к творчеству У. Шекспира и его современников и к скандинавским аллитерационным сагам, соответственно. Адекватное воссоздание идиолекта данных персонажей представляет собой немаловажную задачу, решаемую в процессе перевода диалогов с русского языка на английский язык. Актуальность исследования обусловлена ростом интереса к видеоиграм как к мультимодальному виду современного искусства, значимостью вселенной Warhammer 40,000 для массовой культуры, а также необходимостью более подробно осветить локализацию видеоигр именно в вышеуказанной языковой паре. Методология включает создание мини-корпуса с использованием снимков экрана, диалогового трекера и внутриигровых текстов в формате .json, сопоставление поэтических реплик на русском и английском языке, а также проведение неформального опроса носителей английского языка для проверки узнаваемости культурных аллюзий. В результате исследования были раскрыты успешные приемы локализации аллюзивного поэтического текста на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровне. Полученные данные могут быть использованы в преподавании перевода и локализации, а также при дальнейшем изучении идиолектов персонажей видеоигр.
Ключевые слова: локализация, видеоигра, идиолект, речевой портрет, перевод поэзии, аллюзия.
Бударагина Елена Ивановна
кандидат филологических наук, доцент
доцент кафедры русского языка и культуры речи
Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина
Нижний Новгород, Россия
е-mail: budaragina.elena@mail.ru

АНТОНИМИЧНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗИРОВАННЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ N ГОЛОВНОГО МОЗГА – N ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация. Предметом исследования являются фразеологизированные синтаксические конструкции N головного мозга и N здорового человека, широко представленные в современной медиаречи. Дискурсивный анализ данных конструкций, находящихся в аксиологически-антонимических отношениях, позволяет описать маркеры современного оценочного поля. В ходе исследования описываются прототипические образы данных фразеосхем, анализируется круг лексем, замещающих переменную позицию в конструкциях, выявляются смысловые и оценочные оттенки данных выражений. N-лексемой может становиться как исходно безоценочное слово, так и, напротив, номинация, имеющая четкую аксиологическую окраску в дискурсе говорящего или в современной речи в целом. В тех случаях, когда объект оценки попадает во фразеологизированную конструкцию N головного мозга  уже заряженный негативно, фразеосхема становится своеобразным аксиологическим интенсификатором, усиливая негативную оценку и указывая на возможную причину описываемого явления. Само явление может оцениваться положительно, но не в данном конкретном своем проявлении, в отношении чего сказано, что это N головного мозга. Круг N-лексем очень широк. Это может быть и не характеризующее слово, вплоть до имени собственного, метонимически обозначающего образ мыслей или поступки. Фразеологизм N здорового человека эксплицитно выражает положительную оценку, однако аксиологический потенциал данной фразеосхемы этим не исчерпывается: имплицитно в ней выражается негативная оценка, т.к. N здорового человека противопоставляется N, как бы вычленяя предмет речи из ряда однородных объектов по аксиологическому признаку. В том случае, когда объект оценки в целом воспринимается негативно, включение его в данную фразеосхему можно считать аналогом «метаязыкового маркера псевдоценности» в хорошем смысле слова (Т.Б. Радбиль), т.к. у отрицательно оцениваемого явления отмечается возможность проявления положительных свойств. Наличие внутренней аксиологической противоположности отличает эту фразеосхему от однополярного, выражающего только негативную оценку выражения N головного мозга.
Ключевые слова: фразеология, аксиология, фразеосхема, N головного мозга, N здорового человека, медиадискурс.
Малкерова Мария Александровна
кандидат филологических наук
доцент кафедры фонетики и лексики английского языка им. В.Д. Аракина
Московский педагогический государственный университет
Москва, Россия
e-mail: mariya.malkerova@gmail.com

К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ СПОРТИВНОГО И ФИТНЕС-ДИСКУРСА

Аннотация. Данная статья посвящена обзору развития дискурсивных исследований в лингвистике и в большей степени фокусируется на спортивном дискурсе. Актуальность исследования прежде всего обусловлена глобальным характером спортивной сферы, а также ролью, которую спорт в широком смысле играет в жизни человека.
В современной лингвистике спортивный дискурс является популярной областью исследования, что неминуемо приводит к расширению границ этого понятия. В связи с этим в данной статье представлена попытка обосновать необходимость рассмотрения дискурса фитнес-индустрии как отдельного дискурса, связанного, но не включаемого в спортивный дискурс. Подобная точка зрения связана с тем, что характер коммуникации между различными участниками в сфере фитнеса отличается от спортивной коммуникации, а также с тем фактом, что индустрия спортивных клубов и фитнес-центров неразрывно связана с рекламной сферой, а не с масс-медиа, что в значительной степени свойственно дискурсу спорта.
Ключевые слова: спортивный дискурс, фитнес-дискурс, дискурс индустрии фитнеса, английский язык

Кулагин Анатолий Валентинович
доктор филологических наук, доцент
профессор кафедры русского языка и литературы
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: kula-mariya@yandex.ru

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ В ПОЭЗИИ РОМАНА СЛАВАЦКОГО
Аннотация. В статье рассмотрены поэтические отклики коломенского литератора Романа Славацкого (настоящее имя – Роман Вадимович Гацко; 1957–2021) на воспоминания Никиты Гилярова-Платонова «Из пережитого» (1886). Анализируются два сонета разных лет, имеющих одно название – «Никита Мученик», стихи из цикла «Черкизовский Парнас» и другие произведения поэта. В сонетах Славацкого выявляются факты биографии мыслителя, связанные с конкретными коломенскими городскими и загородными топонимами и архитектурными сооружениями (храм Никиты Мученика, коломенский кремль, село Черкизово и другие). Отмечаются точность и наблюдательность поэта в деталях, эмоциональность его лирических картин. Стихотворения рассматриваются в связи с другими произведениями Славацкого (лирика, художественная проза, историко-краеведческие работы) и в контексте понятия «коломенский текст» (В. А. Викторович), которым сам Славацкий как писатель-краевед широко пользовался.
Ключевые слова: Гиляров-Платонов, Роман Славацкий, Коломна, «коломенский текст», сонет, мемуары.
ЭКОНОМИКА
Гоцко Татьяна Васильевна
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры менеджмента и экономики
Государственный социально-гуманитарный университет
Коломна, Россия
e-mail: gotskotv@mail.ru

АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В настоящей статье акцентировано внимание на увеличении роли анализа в повышении качества финансового менеджмента в муниципальных учреждениях и обоснована целесообразность распространения опыта проведения его оценки на бюджетные (автономные) учреждения.
В бюджетном секторе экономики при принятии управленческих решений должностные лица в основном ориентируются на неукоснительное соблюдение действующего законодательства при обеспечении эффективного использовании ресурсов. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что для исполнения этих принципов необходима достоверная информация в режиме реального времени, поскольку руководители должны четко осознавать свою ответственность как перед обществом, так и перед учредителем и коллективом. Поэтому объективно усиливается роль анализа в управлении муниципальными учреждениями для четкого понимания возможных проблем и поиска путей их решения. При этом особенность анализа заключается в применении специфических моделей его проведения, последовательном встраивании в этот процесс цифровых платформ и повышении качества финансового менеджмента. Одновременно усиливается роль квалификации специалистов при интерпретации полученных результатов анализа, что требует систематизации нормативно-правовых актов, практического опыта в публикациях по данному вопросу.
Целью настоящей статьи является обоснование роли анализа в повышении качества финансового менеджмента муниципальных учреждений для повышения эффективности использования средств местных бюджетов.
Предмет исследования: оценка взаимосвязи анализа с качеством финансового менеджмента муниципальных учреждений.
В качестве методологического инструментария исследования использованы данные сайта bus.gov.ru, такие традиционные методы анализа, как сравнение, группировка, абстрагирование и агрегирование.
В результате проведенного исследования обоснована целесообразность встраивания анализа в интегрированную модель оценки качества финансового менеджмента муниципальныхбюджетных (автономных) учреждений.
Ключевые слова: анализ, качество, финансовый менеджмент, эффективность, резервы, цифровые платформы.
Оборин Матвей Сергеевич
доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры экономического анализа и статистики
Пермский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова;
профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории
Пермский государственный национальный
Исследовательский университет;
профессор кафедры менеджмента
Пермский государственного аграрно-технологический
университет им. ак. Д.Н. Прянишникова;
старший научный сотрудник
Сочинский государственный университет
Пермь; Сочи, Россия
e-mail: recreachin@rambler.ru

Терентьев Александр Игоревич
аспирант
Пермский государственный национальный
исследовательский университет
Пермь, Россия
e-mail: Terentev.AI@rea.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изменения концептуальных подходов к управлению для обеспечения высоких образовательных результатов. Предметом исследования являются управленческие модели, применяемые в российских образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Целью статьи является разработка авторской модели адаптивного управления образовательной организацией на основе синтеза подходов к управлению в условиях перехода от традиционных, плановых и иерархических структур к более гибким, результативным и адаптивным системам. Методология исследования основана на методах оценки эффективности руководителей, включая комплексные модельные методики на национальном уровне, детализированные региональные системы и экономические модели, основанные на результатах демонстрационных экзаменов. Отдельно рассматриваются гибридные управленческие модели в университетах, сочетающие классическую вертикаль с Agile-подходами, матричными структурами и сетевым взаимодействием. На примерах вузов показано, как внедрение Agile-методологий, мотивационных систем и индивидуальных образовательных траекторий повышает оперативность, вовлеченность и качество управления. Анализируется специфика управления в системе СПО, где происходит балансирование между стандартизацией (через демонстрационный экзамен) и цифровизацией (в рамках проектов «Профессионалитет» и «Цифровая экономика»), а также роль партнерства с работодателями. Для выработки стратегических рекомендаций проведен сравнительный анализ международного опыта управления образованием в Англии, Германии и Франции, выявляющий потенциальные модели для адаптации в российских условиях. В заключительной части обозначены ключевые тренды будущего. Подчеркивается, что успешное внедрение инноваций требует не только технологических инвестиций, но и глубокой культурной трансформации управленческой среды.
Ключевые слова: образование, инновации, управленческие модели, гибридные модели управления, цифровые технологии.


© Государственный социально-гуманитарный университет