АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассматривается отношение студенческой среды к внедрению в программу высшей школы с 2023 г. учебного курса «Основы российской государственности».РОЛЬ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ВОСТОКА В 1917 – НАЧАЛЕ 1920-Х ГОДОВ
Аннотация. Предметом статьи является внешняя политика советского государства по отношению к странам Востока в первые годы после Октябрьской революции. Цель работы – определение роли советского фактора в деятельности национально-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЛЫХ АРМИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИМИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В 1919–1920 ГОДАХ
Аннотация. Ход боевых операций любой войны в значительной степени зависит от характера и объемов снабжения противоборствующих армий вооружением, снаряжением, боеприпасами. Важное значение имеет также время получения данных продуктов снабжения на фронте. Эти условия действовали и в период Гражданской войны в России 1917–1922 годов. Для белых армий, сражавшихся против советской власти большевиков, значительные объемы боевого снабжения поставлялись странами Антанты. Россия была членом Антанты, а правительства Белого движения провозглашали себя приемниками прежней Российской империи и Российской республики 1917 года. Победы и поражения белых армий на фронте имели прямую связь с поставками для них вооружений и боеприпасов. Собственного военного производства на территориях Белого движения в России в широком масштабе наладить не удалось. Особенное значение приобретало снабжение артиллерией и артиллерийскими боеприпасами. Документы подобного рода содержатся в архивном фонде Управления заграничного снабжения белых армий в Париже, возглавляемого в 1919 году генералом от инфантерии Д.Г. Щербачевым. Данная статья посвящена общему анализу проблемы взаимозависимости факторов артиллерийского снабжения и хода стратегических боевых операций белых армий в 1919 году.ИДИОЛЕКТ ПЕРСОНАЖЕЙ ВИДЕОИГРЫ WARHAMMER 40,000: ROGUE TRADER В КОНТЕКСТЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В настоящей статье идиолект трактуется как структурно-языковые особенности речи персонажа, помогающие раскрыть его характер и тем самым делающие «вторичный мир», к которому относится данный персонаж, более иммерсивным — что немаловажно для создания качественного сюжетного наполнения в видеоиграх жанра RPG. Основным объектом исследования стали особенности идиолекта двух персонажей видеоигры Warhammer 40,000: Rogue Trader, чьи реплики в диалогах с протагонистом принимают форму аллюзивной поэзии, содержащей отсылки к творчеству У. Шекспира и его современников и к скандинавским аллитерационным сагам, соответственно. Адекватное воссоздание идиолекта данных персонажей представляет собой немаловажную задачу, решаемую в процессе перевода диалогов с русского языка на английский язык. Актуальность исследования обусловлена ростом интереса к видеоиграм как к мультимодальному виду современного искусства, значимостью вселенной Warhammer 40,000 для массовой культуры, а также необходимостью более подробно осветить локализацию видеоигр именно в вышеуказанной языковой паре. Методология включает создание мини-корпуса с использованием снимков экрана, диалогового трекера и внутриигровых текстов в формате .json, сопоставление поэтических реплик на русском и английском языке, а также проведение неформального опроса носителей английского языка для проверки узнаваемости культурных аллюзий. В результате исследования были раскрыты успешные приемы локализации аллюзивного поэтического текста на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровне. Полученные данные могут быть использованы в преподавании перевода и локализации, а также при дальнейшем изучении идиолектов персонажей видеоигр.АНТОНИМИЧНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗИРОВАННЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ N ГОЛОВНОГО МОЗГА – N ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ
Аннотация. Предметом исследования являются фразеологизированные синтаксические конструкции N головного мозга и N здорового человека, широко представленные в современной медиаречи. Дискурсивный анализ данных конструкций, находящихся в аксиологически-антонимических отношениях, позволяет описать маркеры современного оценочного поля. В ходе исследования описываются прототипические образы данных фразеосхем, анализируется круг лексем, замещающих переменную позицию в конструкциях, выявляются смысловые и оценочные оттенки данных выражений. N-лексемой может становиться как исходно безоценочное слово, так и, напротив, номинация, имеющая четкую аксиологическую окраску в дискурсе говорящего или в современной речи в целом. В тех случаях, когда объект оценки попадает во фразеологизированную конструкцию N головного мозга уже заряженный негативно, фразеосхема становится своеобразным аксиологическим интенсификатором, усиливая негативную оценку и указывая на возможную причину описываемого явления. Само явление может оцениваться положительно, но не в данном конкретном своем проявлении, в отношении чего сказано, что это N головного мозга. Круг N-лексем очень широк. Это может быть и не характеризующее слово, вплоть до имени собственного, метонимически обозначающего образ мыслей или поступки. Фразеологизм N здорового человека эксплицитно выражает положительную оценку, однако аксиологический потенциал данной фразеосхемы этим не исчерпывается: имплицитно в ней выражается негативная оценка, т.к. N здорового человека противопоставляется N, как бы вычленяя предмет речи из ряда однородных объектов по аксиологическому признаку. В том случае, когда объект оценки в целом воспринимается негативно, включение его в данную фразеосхему можно считать аналогом «метаязыкового маркера псевдоценности» в хорошем смысле слова (Т.Б. Радбиль), т.к. у отрицательно оцениваемого явления отмечается возможность проявления положительных свойств. Наличие внутренней аксиологической противоположности отличает эту фразеосхему от однополярного, выражающего только негативную оценку выражения N головного мозга.К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ СПОРТИВНОГО И ФИТНЕС-ДИСКУРСА
Аннотация. Данная статья посвящена обзору развития дискурсивных исследований в лингвистике и в большей степени фокусируется на спортивном дискурсе. Актуальность исследования прежде всего обусловлена глобальным характером спортивной сферы, а также ролью, которую спорт в широком смысле играет в жизни человека.АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В настоящей статье акцентировано внимание на увеличении роли анализа в повышении качества финансового менеджмента в муниципальных учреждениях и обоснована целесообразность распространения опыта проведения его оценки на бюджетные (автономные) учреждения.ИННОВАЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изменения концептуальных подходов к управлению для обеспечения высоких образовательных результатов. Предметом исследования являются управленческие модели, применяемые в российских образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Целью статьи является разработка авторской модели адаптивного управления образовательной организацией на основе синтеза подходов к управлению в условиях перехода от традиционных, плановых и иерархических структур к более гибким, результативным и адаптивным системам. Методология исследования основана на методах оценки эффективности руководителей, включая комплексные модельные методики на национальном уровне, детализированные региональные системы и экономические модели, основанные на результатах демонстрационных экзаменов. Отдельно рассматриваются гибридные управленческие модели в университетах, сочетающие классическую вертикаль с Agile-подходами, матричными структурами и сетевым взаимодействием. На примерах вузов показано, как внедрение Agile-методологий, мотивационных систем и индивидуальных образовательных траекторий повышает оперативность, вовлеченность и качество управления. Анализируется специфика управления в системе СПО, где происходит балансирование между стандартизацией (через демонстрационный экзамен) и цифровизацией (в рамках проектов «Профессионалитет» и «Цифровая экономика»), а также роль партнерства с работодателями. Для выработки стратегических рекомендаций проведен сравнительный анализ международного опыта управления образованием в Англии, Германии и Франции, выявляющий потенциальные модели для адаптации в российских условиях. В заключительной части обозначены ключевые тренды будущего. Подчеркивается, что успешное внедрение инноваций требует не только технологических инвестиций, но и глубокой культурной трансформации управленческой среды.