Вестник Государственного социально-гуманитарного университета №2 (42) 2021
ИСТОРИЯ
Риер Яков Григорьевич
Доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории
Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова, Беларусь, Могилев
e-mail: rier47@tut.by

Средневековая восточная Европа: размышления на полях новых книг

Аннотация. Анализируются особенности рассмотрения средневековой истории России в недавно изданных двух обобщающих монографиях: История России в 4-х томах. Т.1 (М. 2018) и Новая имперская история Северной Евразии. Т.1. (М. 2017). Высказываются суждения о формах изложения фактического материала и подходах к их оценке. Основные замечания связаны с представлениями о славянской общине в первой из монографий и ограниченностью сопоставлений с общеевропейским историческим контекстом. Общий вывод: несмотря на
высказанные замечания, книги представляют существенный вклад в историческое просвещение широкого круга читателей, а также будят творческую мысль специалистов.
Ключевые слова: Древняя Русь, Восточная Европа, средневековье, община, князья.
ЭКОНОМИКА
Леонова Жанна Константиновна
Доктор экономических наук, доцент; профессор кафедры менеджмента и экономики
Государственный социально-гуманитарный университет, Россия, Коломна
e-mail: zh_leonova@mail.ru

Русакович Мария Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры менеджмента и экономики
Государственный социально-гуманитарный университет, Россия, Коломна
e-mail: m_rusakovich@mail.ru


Социально-экономическое развитие российских регионов в постковидный период

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы социально-экономического развития России в целом и в региональном разрезе. Влияние пандемии и карантинных мер остановили, а в некоторых регионах снизили значения ключевых показателей регионального развития. Прогнозы ведущих рейтинговых агентств, а также Росстата и Минэкономразвития определяют оптимистический вариант прогноза, но в случае полного снятия карантинных и ограничительных мер. Демографические процессы в регионах также подвержены существенным колебаниям, что подтверждают представленные данные по Московской
области.
Ключевые слова: макроэкономические показатели, социально-экономическое развитие регионов, экономическое здоровье регионов, демографические процессы.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Высоцкая Ирина Всеволодовна
Доктор филологических наук, доцент;
профессор кафедры теории и истории журналистики
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет,
Россия, Новосибирск
e-mail: i.vysotskaia@g.nsu.ru

Умение сомневаться (памяти профессора В.В. Бабайцевой)

Бабайцева Вера Васильевна (1925–2016)
Доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры русского языка
Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва

Синтаксические функции местоимений ты и вы

Аннотация. Местоимения ты и вы функционируют в речи как подлежащие, обращения, вокативные предложения и многочисленные синкретичные образования. В статье анализируются трудные случаи квалификации предложений с этими местоимениями. Показано семантическое сближение обращений и приложений, обращений и вокативных фрагментов, охарактеризованы условия трансформации обращений в вокативные предложения. Автор подробно останавливается на конструкциях с препозитивным вокативным фрагментом типа Эй/Эх ты/вы, которые делит на междометные и вокативные предложения, предлагая их дифференцировать по наличию/отсутствию запятой между междометием и местоимением. Используя шкалу переходности, автор описывает нетипичное сложное бессоюзное предложение, находящееся в зоне синкретизма между типичными звеньями – простым и сложным предложениями. Место таких предложений на шкале переходности зависит от степени семантической и структурной значимости вокативных фрагментов. Отдельные замечания сделаны по поводу пунктуации в синкретичных предложениях с местоимениями ты и вы.
Ключевые слова: местоимения ты и вы, обращение, вокативное предложение, вокативный фрагмент, шкала переходности, синкретизм обращений и вокативных предложений.
Беднарская Лариса Дмитриевна
Доктор филологических наук, профессор;
профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Россия, Орел
e-mail: bednarskaya.l.d@mail.ru

Роль переходности в решении орфографических трудностей

Аннотация. В статье обращается внимание на орфографические трудности правописания производных предлогов, вызванные синкретизмом речевых и языковых фактов. Дается обоснование современным процессам переходов предложно-падежных форм абстрактных существительных в производные предлоги с дифференцированным значением. Вырвавшаяся из парадигмы существительного словоформа, превратившаяся в предлог, и существительное часто сосуществуют как параллельно употребляемые омоформы. С помощью шкалы переходности установлено, что в языке действует следующая модель образования отыменных предлогов: субстантив с абстрактной семантикой – субстантив в функции обстоятельства – наречие – производный предлог – семантический компонент составного союза. В качестве иллюстраций используются материалы Национального корпуса русского языка – Электронного Словаря, созданного сотрудниками Института русского языка.
Ключевые слова: правописание производных предлогов, синкретизм речевых и языковых фактов, современные процессы переходов предложно-падежных форм абстрактных существительных в производные предлоги.
Бертякова Анна Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент;
доцент кафедры стажировки зарубежных специалистов
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Россия, Москва
e-mail: anna_lazzo@list.ru

О вариативности в языке и речи

Аннотация. Проблема вариативности в русистике традиционно изучается в корреляции с понятием «норма».
В статье предпринимается попытка выстроить рассуждение о вариативности в языке и речи в корреляции с трактовкой понятия норма.
Норма рассматривается по отношению к слову как единице лексической системы (ресурсной единице языка) и синтаксической (единице порождения мысли в определенной речевой ситуации).
В целях определения семантического ресурса языкового варьирования вводится разграничение понятия варианта как языковой единицы, маркирующей речевую ситуацию, и вариации как единицы, обладающей или не обладающей семантическим потенциалом трансформации в речевой стихии в вариативную единицу.
Понятие о варианте рассматривается в границах определения нормы по отношению к слову как единице лексической системы. В границах определения нормы по отношению к слову как единице синтаксической ресурсной, адаптирующей свои семантические потенции, выступает вариация.
Ключевые слова: норма, вариант, вариация, лексическая система, синтаксическая единица
Высоцкая Ирина Всеволодовна
Доктор филологических наук, доцент;
профессор кафедры теории и истории журналистики
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет,
Россия, Новосибирск
e-mail: i.vysotskaia@g.nsu.ru

Модели разговорных дефиниций: логико-грамматический аспект

Аннотация. В статье представлены две модели разговорных дефиниций. Условно-темпоральная модель (N1это когда…) со значением‘ субъект и характеристика по условиям его существования’ – это разговорная дефиниция, в которой имя определяется с помощью функтора это когда и высказывания, структура которого соответствует одной или нескольким придаточным частям сложноподчиненного предложения с невербализованной главной частью. Конструкции этого типа встречаются в русской художественной прозе с конца XIX в. Они активны в современной разговорной речи и в интернет-коммуникации. Изъяснительная модель (N1/Pron – это про N4) со значением ‘субъект и характеристика по его информативному содержанию’ – разговорная дефиниция, в которой имя определяется с помощью функтора и другого имени. Конструкции этого типа характерны для современной русской разговорной речи и устной медийной коммуникации.
Ключевые слова: разговорная дефиниция, логическое и образное определение, условно-темпоральная и изъяснительная модель, бисубстантивное предложение, характеризация, синкретизм, ментатив.
Огольцева Екатерина Васильевна
Доктор филологических наук, доцент; профессор кафедры русского языка
Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва
e-mail: tertiumcomp@mail.ru

Светло как днем: устойчивое сравнение в структуре безличного предложения

Аннотация. В статье представлен анализ устойчивых сравнений светло (видно) как днем и темно (черно) как ночью. Особое внимание уделено их функционированию в составе безличных предложений. Автор приходит к выводу, что компаративные фразеологизмы-антонимы, образованные по одной модели, обнаруживают целый ряд общих признаков, причем сходство проявляется как на уровне семантики и синтаксического «поведения», так и в функционально-прагматическом аспекте.
Ключевые слова: устойчивое сравнение, компаративный фразеологизм, безличное предложение, слово-сопроводитель, основание сравнения, предикатив, категория состояния.
Петрова Наталия Евгеньевна
Доктор филологических наук, доцент; профессор кафедры русского языка и культуры речи
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,
Россия, Нижний Новгород
e-mail: petrova_ngpu@mail.ru

Предикативы видно и слышно в конструкциях с союзами что, как

Аннотация. В статье в сопоставительном аспекте анализируются семантика и синтактика предикативов видно и слышно в конструкциях с изъяснительными придаточными. Показано, что придаточные с союзом что и союзом как с помощью лексики по-разному влияют на актуализацию перцептивной или ментальной семантики предикативов. Делается вывод, что для функционирования предикатива видно в целом характерен семантический синкретизм, тогда как предикатив слышно в обоих случаях тяготеет к выражению перцептивного значения.
Ключевые слова: предикатив, придаточное изъяснительное, перцептивный, синкретизм, семантика

© Государственный социально-гуманитарный университет